14 февраля у противников Marilyn Manson появилась еще одна неприятная, но веская причина преследовать группу. 13-летний Ben Bratt из Калифорнии повесился на гитарной струне в этот день. Правда, сделал он это под музыку Sex Pistols, а на груди у него было нацарапано не "Marilyn Manson", а "Sid Vicious". Но родители его почему-то убеждены, что привело его к этому влияние альбома "Antichrist Superstar" (который они сами купили ему на Рождество), а также творчество NIN и Dead Kennedys.
Однако даже терпению дьявола когда-нибудь приходит конец. Гнев эпатажной звезды на сей раз вызвало событие, произошедшее летом 1997 года на знаменитом Ozzfest'e, куда Мэнсон был любезно приглашен своим старшим коллегой по сцене - Великим и Ужасным Оззи Осборном. Когда стало известно о присутствии "Антихриста" на фестивале, местный христианский приход призвал взрослое население скупить все билеты на предстоящее шоу, чтобы не допустить туда молодежь. Узнав эту новость, Мерилин Мэнсон смеялся до упаду: "Еще посмотрим, кто из нас останется в дураках: они будут сидеть на мешках с билетами, а мы - на мешках с деньгами!". Увидев, что подобная акция существенных результатов не приносит, городские власти с удвоенной энергией начали чинить препятствия в организации концерта, и в конечном итоге запретили его вовсе. Возмущение Мерилина не знало предела. "Мне плевать на то, что им не нравится, о чем я говорю и что делаю. Я имею на это право! И такое право дали мне не они, а Первая поправка к Конституции!" - в священном гневе вопил Мерилин в зале федерального суда, сверля присяжных сверхъестественным белым глазом. На этот раз отцы города оплошали. Американская Фемида оказалась благосклонна к Мэнсону, заставив обидчиков не только впустить музыканта в город, но и раскошелиться на пять тысяч "зеленых" за причиненные ему нравственные страдания. А в июле 1997 года на концерте в Торонто полиция сказала Мэнсону, что если он будет петь песню Патти Смит "Rock And Roll Nigger", то будет арестован по закону о пропаганде расистской дисгармонии. Помимо того, что эту песню написала Патти Смит, а не Мэнсон, она рассказывает об изоляции и дискриминации людей из-за их идей, их веры и их искусства. То есть как раз о тех проблемах, на которые напоролся Мерилин Мэнсон. В результате он оделся в полицейскую форму, вытащил с собой на сцену чернокожего Кори, чтобы тот спел те строчки, где речь идет про ниггера. Полиция так и не стала предъявлять группе обвинения.
По окончании Ozzfest'a Мерилин, изрядно утомленный судебными тяжбами и постоянным отстаиванием собственных интересов, решил взять тайм-аут. Он переехал в Лос-Анджелес и около 2-х месяцев провел в бесконечных оргиях и прочих бесчинствах, причиняя массу неудобств респектабельным жителям живописных голливудских холмов. Примерно в это же время происходит вторая встреча Мэнсона с его духовным наставником Антоном Лавеем. "Он принял нас в большой комнате, которую назвал музеем Тайны, - вспоминает музыкант, - напротив двери стоял гигантский египетский саркофаг, около него - каменный стул, некогда принадлежавший Распутину. В углу - сатанинский алтарь. Рядом с ним висело изображение гигантской пентаграммы. Лавей сидел за маленьким столиком и курил трубку. Мы долго говорили с ним, обсуждали самые разные темы - здоровье, религию, мораль и правосудие. Это была наша последняя встреча. Год спустя, после праздника Хэллоин, мне позвонили и сообщили, что Лавей умер. Я был в шоке. Я считал его своим отцом." В начале 1998 года Мэнсон издал автобиографию, написанную с помощью журналиста Rolling Stone Нила Штрауса "The Long Hard Road Out of Hell" ("Долгая и трудная дорога из ада"), которая моментально стала бестселлером - всем было интересно узнать, откуда такие "мэнсоны" берутся. Книга дала ответы почти на все вопросы, которые могли возникнуть. Тот, кому были интересны подробности закулисной жизни и грязное белье, получил отчет по полной программе. Наркотики, секс, извращения - сколько душе угодно. Доморощенные психоаналитики-фрейдисты получили в свое распоряжение специально для них преподнесенную жалостливую историю о тяжелом детстве, дедушке-извращенце, черствых учителях, злых одноклассниках и бездушных девочках. Философам выдали немного умных мыслей о Боге и сатане. Всем сестрам досталось по серьгам, а Мэнсон остался самим собой, вволю поиздевавшись над обывателем со страниц книги, так же как он это делает на сцене, но разместив между строк кое-что еще для тех, кто способен был заглянуть туда - краткую, до боли пронзительную и мучительную исповедь художника и превосходный, саркастичный учебник по шоу-бизнесу. Иными словами, он написал блестящую рок-автобиографию…
Новый альбом Мерилина Мэнсона "Mechanical Animals", вышедший осенью 1998 года и занявший первое место в чартах "Billboard", стал настоящим сюрпризом для большинства поклонников этой взбалмошной суперзвезды. Причем удивление вызвал не только сам альбом, но и новый сценический образ его создателя. Все, кто так дорожил внешним видом Мерилина, разочарованы не были. Правда, на сей раз Мерилин Мэнсон явился не в обличье наместника дьявола на земле, вынашивающего в своем воспаленном мозгу очередной коварный план по уничтожению человечества. С обложки "Механических Зверюшек" на нас смотрит инопланетное нечто, аморфное бесполое создание с мертвенно бледным лицом, грустными глазами и красно-рыжими патлами. А-ля Дэвид Боуи времен "Aladdin Sane". Впрочем, творчество одного из основателей глэмрока оказало значительное влияние и на звучание этой пластинки (в частности классическое творение 1972 года "The Rise&Fall of Ziggy Stardust&The Spiders From The Mars"). Мэнсон себя действительно считает продолжателем дела, начатого отцами глэм/глиттер-рока Марком Боланом, Гарри Глиттером и Kiss, скромно заявив, что он "является единственным спасителем рок-н-ролла на сегодняшний день. - "Сейчас практически не осталось ни одной группы, которая совмещала бы в себе музыку и театральное шоу, - сокрушается он, - в 60-е годы это делал Джими Хендрикс, в 70-е - Kiss и Дэвид Боуи, в 80-е - Motley Crue. В 90-е мы потеряли это из-за гранджа и других субтильно депрессивных юношей, поющих что-то о несчастной любви. Я же пытаюсь вернуть все обратно, правда, в более современной обработке. И своими новыми сценическими шоу и музыкой я доказываю это". На этот раз Мерилин решил выйти за привычные для себя рамки индустриального жанра и записать классический рок-н-ролльный альбом, выдержанный в лучших традициях тех величайших пластинок, которые он слушал в детстве: Queen, Pink Floyd, Т.Rex и иже с ними. Так оно и случилось. "Mechanical Animals" - это металлический альбом с электронными фишками, элементами мейнстрима и легким налетом индастриала, в определенной степени напоминающий дебютное творение шок-рокера. Конечно, новый релиз не стал таким бескомпромиссным, как "Antichrist Superstar", и был направлен больше на раскрытие собственной индивидуальности, а не на пропаганду сатанизма. Это мрачный и весьма драматичный альбом, являющийся новым вариантом сказки о звездном мальчике. В основных трэках типа "Dope Show", психоделической "The Speed Of Pain", драйвовой "Foundamentary loathsome", автобиографичной "Don't like The Drugs / But Drugs Like Me" рассказывается о гермафродите, инопланетном андроиде, с которым на земле происходит болезненная трансформация - он учится быть человеком, начинает испытывать различные человеческие эмоции и делает для себя различные открытия, взирая на мир ослепшими от ужаса глазами. "В эмоциональном плане альбом является моим ночным кошмаром. Я всегда любил экспериментировать, стараясь удивить людей. Но я никогда не пытался реально почувствовать что-то, чему-то сопереживать. Мне, как и многим людям, легче было оставаться бесчувственным, механическим существом. Когда я понял это, мне стало страшно. Поэтому на альбоме я представлен в виде упавшего духом одинокого странника по имени Омега… Я прошел через боль и страх, которые преследуют человека в подобном состоянии, - пояснил Мэнсон, - это мой взгляд на жизнь и моя собственная идея человеческой души, которая так одинока в этом мире. Я думаю, что большинство людей, которые понимают меня, так же чувствуют себя инопланетянами".
Мерилин рад случившимся с ним переменам и считает, что немалую роль в этом сыграл его разрыв с "крестным отцом" Трентом Резнором. "Вы только не подумайте, что мы какие-то неблагодарные типы и совершенно не ценим того, что он для нас сделал. Просто Трент хотел превратить нас в одну из индустриальных команд и ничего не делал для нашего дальнейшего развития. Мы же напротив всегда считали, что мы нечто большее, чем просто рок-группа". Но, несмотря на такой оптимистический настрой Мэнсона, многие музыкальные критики все больше склонялись к мысли, что он просто-напросто исчерпал себя, и предрекали скорый закат звезды теперь уже бывшего Антихриста. "Где дикие выходки, шокирующие признания и умопомрачительные наряды?!" - вопрошали они со страниц всевозможных печатных изданий. Однако Мэнсон не спешил удивить публику своими новыми мракобесными выходками. Выяснилось, что не так уж и сильна его любовь к "гомосексуальным актам", собакам и другим представителям фауны. На самом деле имеет он склонности традиционные, причем настолько, что собирался жениться на нормальной девушке. Избранницей его была актриса Роуз Макгован, которая сама объявила о брачных планах. Не похоже, что страшный Мэнсон истязал ее или собирался принести в жертву сатане. "Забавно, но люди считают, что как пара мы ведем себя традиционно и прилично. Я думаю, что это дает нам больше поводов к разным безумствам, - говорила невеста. - Чем больше мы привыкаем друг к другу, тем больше способны на разные безумные поступки. Мы просто идеально подходим друг другу".
Мерилин Мэнсон большую часть времени проводил в ее обществе, а также перечитывал Библию и пополнял новыми экстремальными экспонатами собственную коллекцию ортопедических протезов. "Согласитесь, что время на месте не стоит, - объяснял Мерилин, - я не могу быть таким, как, скажем, лет пять назад. Я развиваюсь, а некоторые недальновидные типы почему-то расценивают это как мою творческую смерть. Уверяю вас, произойдет это очень не скоро. Я - это отражение людей. Они сами подсказывают мне, чего им хочется. Они не умеют скрывать свои чувства и страхи, а я пользуюсь этим и просто увеличиваю их в несколько раз. То, как сейчас выглядит Мерилин Мэнсон, является "лицом" уходящего века во всех его проявлениях. Думаю, что в следующем столетии я буду выглядеть иначе. Но как бы там ни было, я уверен, что по части шоу и всевозможного эпатажа меня никто не только не переплюнет, но даже повторить не сможет. Однако подобная идиллия длилась не очень долго, и, в конце концов, Мэрилин Мэнсон не вынес "правильной" жизни и, разойдясь с Роуз, сошелся с Дитой фон Тис, порнозвездой, "королевой фетиша", как ее называют специальные издания. Которая вся в коже, с хлыстом и в клетке. Но об этом позже.
После того как одни детки убили других в Колумбии, на Мэнсона вылили кучу грязи, обвинив его музыку в подстрекательстве (а также KFDM и Rammstein). Мэнсон впал в задумчивость, а потом ответил заметкой в Rolling Stone, где резонно писал: "Когда Каин убил Авеля, брата своего, тогда не было компакт-дисков и рок-концертов. Стало быть, злоба человеческая присуща ему изначально, и искусство, каким бы оно ни было провокативным, здесь ни при чем". До Мэнсона в чужих убийствах и самоубийствах пытались обвинить и Оззи Осборна, и Judas Priest, и прочих. Люди вообще любят свою подлость перекладывать на чужие плечи. "Я убил 25 проституток и закопал их под своим домом потому, что в детстве мать не покупала мне кока-колы, а тетя делала грязные намеки на мою потенцию", - обычные разговоры в американском суде. Музыка людей не убивает. Убивает плохое воспитание. Если кому-то хочется обвинить во всем искусство, почему тогда в школах дети по-прежнему проходят "Ромео и Джульетту"? Вот как раз история о том, как двое детей убили друг друга по одной очень важной причине: их не поняли родители. И вот, после этого, осенью 2000 года он выпустил пластинку Holly Wood (In The Shadow of the Valley of Death), где он предлагает свою версию эволюции: "Сначала была обезьяна, потом человек, потом вершина творения - пистолет". Это несколько отличается от романтического видения эволюции по Стругацким шестидесятниками - "человек, потом рюмка коньяку с долькой лимона".
Со времен Beatles у каждого артиста есть свой "Белый альбом". Появился он и у Мэнсона. Альбом - заявление, манифест, на котором он показывает все, на что способен, и с которого потом фэны выколупывают частички здравого смысла и предложений-символов. Мэнсон поступает проще - он берет все у Леннона, из Библии и из газет и все это перемалывает при помощи отличного аранжировщика в женском платье - басиста Твигги Рамиреза. Он, как и Леннон, спрашивает: "Вы хотите революции?" И уже вполне по-мэнсоновски отвечает: "Это все г..." (песенка "Одноразовые детки"). В песне "Агнец Божий" он делает upgrade аж двум песенкам Леннона - "Ничто не изменит мир, и только Леннон под удачливым стволом и слова на парапете. Кровь на парапете". Это финальная часть трилогии Мэнсона, и стало ясно, что он вовсе не антихрист, как некоторые тупые предлагают думать. Он вполне приличный человек. Даже, наверное, слишком много думающий о Боге. Еще со времен "Белой комы" из второй части трилогии ("Механические звери") он не может оставить в покое факт убийства всех Кеннеди. Поэтому здесь есть не только "Черная кома", но и "Мертвый президент", и "Целевая аудитория", при этом слову "целевая" возвращен первоначальный расстрельный смысл. "В своем творчестве я опираюсь на Леннона, Христа и Кеннеди, - говорит Мэнсон. - Они все пришли в этот мир изменить жизнь людей, и люди за это их убили".
He успел подойти к концу гастрольный тур Мэнсона, a люди - забыть, что сделали певца козлом отпущения по поводу убийств в Колумбине, как грянуло 11 сентября, и исполнитель лучшей в CШA пантомимы "исчадие ада" оказался в ловушке снова обретшего популярность патриотизма, христианских ценностей и деления на "нас" и на "них", "правых" и "виноватых". Мэнсон наблюдал падение второго самолета в прямом эфире национального телевидения и после этого не мог оторваться от экрана еще неделю. Постепенно даже до Мэнсона, одна из песен которого начинается с фразы "Я настолько американец, что мог бы продать вам даже самоубийство", доходит, что массовый экстаз при виде звездно-полосатого флага - всего лишь эксплуатация человеческих эмоций. "Иногда мне становится интересно, какая часть всех этих патриотических воплей - правда, a какая - элемент самой обычной пропаганды. Еще было бы интересно услышать от ответственных за все это о мотивах и причинах того, что случилось во время войны, причем хорошо было бы услышать мнение обеих сторон. Но лично я решил для себя, что буду продолжать делать то, что делаю, потому что тот, кто несет ответственность за террор в США, видимо, хотел бы, чтобы мы все тут жили в страхе. Так что отказаться от того, что я делаю, значило бы просто сдаться без боя, a это не в моем характере. Поэтому я решил просто смириться, принять то, что есть, и жить дальше, не поддаваясь страху, как будто бы ничего не произошло".
Немало музыкантов полагались на свой имидж так же, как Мэнсон, но лишь единицам хватало таланта удержать публику дешевыми театральными трюками дольше, чем на пару своих альбомов. Сам Мэнсон объявил, что его пластинка "Holy Wood..." - финальная часть некоего триптиха, исполненного социальной сатиры. Конечно, циники могут предположить, что, после того как появились группы вроде психопатов-металлистов Slipknоt, Мэнсон решил отправиться на покой. Ho, скорее всего, он просто устал как от своего старого звука, так и от собственного имиджа Деспотичного Извращенного Антихриста: "Во время тура в поддержку "Holy Wood..." я чувствовал, что с этим поpa завязывать, что я дописываю заключительные строки финальной главы одного из томов книги моей жизни. Что это последний раз, когда люди увидят меня именно в таком воплощении. Так что теперь у меня появилось ощущение, что я свободно могу делать нечто такое, что удивит не только меня, но и людей, которые слушают мою музыку".
Теперь, когда ему уже не нужно круглосуточно изображать ницшеанского монстра, одной из основных тем своей музыки Мэнсон планирует сделать собственную личную жизнь. Старого Мэнсона больше всего интересовала власть, коррупция, смерть, пpecca, Христос и Кеннеди. A новый Мэнсон, обещает музыкант, пустит нас в свою личную жизнь: "Я хочу записать пластинку, основной темой которой стала бы моя личная жизнь. Так что в этом альбоме я смогу говорить о своих бывших, настоящих и будущих отношениях. Думаю, у моих слушателей скорее найдут отклик те темы, с которыми они сами сталкивались. По сравнению с моими предыдущими пластинками эта будет более земной, личной, хотя и не менее жесткой в плане музыки". Te, кто считает Мэнсона демоническим пришельцем, наверное, с трудом воспримут его в образе Готического Любовника. Но, вообще-то, Брайан Уорнер, более известный как Мэрилин Мэнсон, уже не раз намекал в интервью на то, что натура у него чувствительная, a сердце - нежное. Любовь и одержимость искусственными конечностями вполне могут сосуществовать, и теперь Мэнсон готов доказать это своим счастливым союзом с мисс Тиз. Пока бывшая невеста Мэнсона, актриса Роуз Макгован, выступала в суде в качестве свидетельницы по делу о сексуальных домогательствах Брайана к одному из охранников во время концерта, подробно рассказывая присутствующим о своих непростых отношениях с певцом, ее демонический жених соскучился без женского внимания и завел себе новую подружку - любительницу корсетов и любимицу извращенцев Диту фон Тиз. Понятное дело, что ни репутация, ни карьера Мэнсона от этого нисколько не пострадали. Случайная встреча co звездой Playboy, которую он впервые увидел лет пять назад, привела к телефонному роману, совместному путешествию в Европу, a затем переросла и во "что-то идеальное". Может, Мэнсона просто подогрел абсент, но он удивительно откровенно рассказывает о своих амурных достижениях: "B моей жизни происходит что-то особенное, - говорит он, прихлебывая из стакана зеленую жидкость. - У меня были отношения с человеком, которого я любил, но который не мог принять меня таким, какой я есть. Так вот, тот человек пытался переделать меня. Если бы это получилось, меня бы, наверное, было проще выносить, но это был бы уже не я. A теперь я, наконец, чувствую, что впервые за всю жизнь у меня сложились отношения с кем-то, кто полностью меня принимает, и кому я действительно нравлюсь таким, какой я есть. Это человек, который может радоваться всему, что с этим связано, a не ревновать меня или бороться за то, чтобы как-то меня изменить. Так вот, что касается моих отношений, то у меня сейчас все очень хорошо, и поэтому мне кажется, что моя новая музыка будет более личной. Теперь я не стараюсь спрятаться за свой имидж. В прошлом я иногда себя ненавидел за некоторые вещи, пытался воздвигнуть стену между собой и своими поклонниками, a теперь мне хочется быть к ним ближе. Так было, когда я только начинал". Понятно, что связь c королевой фетиша наполняет Мэнсона чувством глубокого удовлетворения. Дело в том, что его превращение во всеамериканскую звезду случилось благодаря не только музыке, но и стилистическому фетишизму: "Мне всегда нравились элементы фетишизма, но в то же время я всегда пытался держать дистанцию, чтобы не соваться co своими дилетантскими понятиями в мир профессионалов, - объясняет Мэнсон. - Меня просто привлекает эстетика фетишизма. Мне нравится носить чулки, корсеты и все такое. И, конечно же, мне очень нравятся женщины, которые носят туфли на высоких каблуках и чулки со швами...".
Есть какая-то ирония в том, что в сложные для Америки времена один из главных манипуляторов этой страны находит личное счастье и эмоциональную стабильность. Но хотя он и немного оттаял, это вовсе не значит, что Мэрилин Мэнсон вдруг сделался надежным и безопасным. Пожалуй, рекомендовать его в качестве няньки для детишек еще рановато. "Моя девушка сказала мне одну классную вещь, - рассказывает Мэнсон, осушая свой бокал. - Она сказала: почему бы нам не устроить черное Рождество в этом году? Нарядим черно-рождественскую елку... И я сказал: ты знаешь, это, конечно, такое клише, которого все от меня ожидают, но мне действительно очень хочется такую вот елку! Так что я решил нарядить елку всякими совершенно неподобающими украшениями. Потому что лично для меня Рождество - это нечто абсолютно нерелигиозное, что-тo такое совершенно капиталистическое. И мне очень нравится дарить друзьям подарки в этот день. Я прямо какой-то Сатана Клаус". Кстати, накануне нового тысячелетия Мэнсон написал своим фэнам в новогоднем поздравлении: "Разве можно начинать новый миллениум так, как мы закончили предыдущий - в насилии, беспокойстве и смятении? Человеческий род несчастлив и, возможно, испытывает стыд от того, что с ним произошло. Это дает мне надежду, что мы еще можем все исправить. Обезьяны в конце концов стали людьми. Может, получится и у нас".
Феномен этого человека и одноименной группы достоин того, чтобы его изучать в научных центрах. Социологи, думаю, так и делают - исследуют, в чем причина популярности имиджа, который пяток лет назад не мог вызвать ничего, кроме отвращения и брезгливости. Впрочем, ответ может лежать и прямо на поверхности - обычный молодежный протест против устройства мира, против навязанных правил поведения и морали. Тридцать лет назад роль Marilyn Manson выполняли другие, например Rolling Stones. Теперь у нас новые герои...
В то же время обыватель напуган им так, как никем другим раньше. Этот парень провозгласил себя антихристом, и в какой-то мере он является таковым. Все, что сопутствует понятию "рок-знаменитость" (слава, скандальность, шок, наркотики, секс), все грехи и пороки Мэнсон словно демонстрирует сквозь увеличительное стекло. Он уродлив и омерзителен, он сексуально озабочен и питается наркотиками, он напропалую богохульствует и исповедует сатанизм: все, с чем раньше рокеры лишь осторожно заигрывали, для него - повседневный набор инструментов для издевательств над обществом и людьми. Если 30 лет назад Джим Моррисон на концерте в Майами снял штаны и был сразу же отправлен за решетку, то сегодня Мэрилин Мэнсон без штанов на сцене - в порядке вещей. Sex Pistols по сравнению с ним - бойскауты. Для него самого нет ничего святого. Он современный антигерой, и он должен был появиться. Брайан Уорнер стал Мэрилином Мэнсоном, пройдя путь от закомплексованного мальчика из христианской школы, через музыкальную журналистику до самой популярной, неоднозначной, жуткой и ненавидимой рок-звезды 90-х.
Да, Marilyn Manson достается больше, чем всем остальным популярным командам вместе взятым, и дело тут не в самом имидже, а в том, что группа считается сатанинской. Началось это все после выхода второго альбома группы - "Antichrist Superstar". Разумеется, американские религиозные организации не могли пройти мимо такого оскорбления Спасителя. Адвокаты Marilyn Manson, которым постоянно приходится отмазывать своих клиентов от бесконечных судебных исков по любому поводу, утверждают, что акции спланированы. В каком таком координационном центре это делается, неизвестно, но называются сразу несколько христианских организаций США, которые планомерно и целенаправленно ведут эту войну - иначе и не назовешь, если вспомнить то количество судебных исков, вчиненных Marilyn Manson, и то количество запрещенных концертов группы, которых бы хватило сразу на несколько Byдстоков. Параллельно ведется и информационная война - в печати, на телевидении, в Интернете, где с регулярностью периодических изданий сообщается об очередных бесчинствах Marilyn Manson. Авторы этих пасквилей знают старый прием - чем абсурднее обвинение, тем больше ему верят. Чем только не занимается группа на сцене: "гомосексуальными половыми актами, мастурбацией, приношением в жертву животных, употреблением наркотиков, сексом с собаками, изнасилованиями и т.д.". Если б это было правдой хотя бы на полпроцента, то участников команды давным-давно засадили бы в тюрьму пожизненно. Впрочем, не будем жалеть группу, а лучше позавидуем ей - кто еще сделает такую отличную рекламу! Чем чаще будут поливать Marilyn Manson грязью, тем популярнее она будет становиться.